Без удобств

Девелоперы отказываются от инфраструктуры в загородных поселках

За последние десять лет облик современного загородного поселка сильно изменился. Любители загородной жизни постепенно лишились ресторанов, фитнес-клубов и салонов красоты, а в новых поселках замечен тренд на сокращение набора центральных коммуникаций до электричества и газа. Вектор смещается в сторону развития проектов вблизи городов с обширной инфраструктурой и ее минимизации в самом поселке. Домовладения при этом также стали заметно меньше по площади.

Говоря об изменениях, произошедших в подмосковных организованных поселках, эксперты ИНКОМ-Недвижимость, в первую очередь, отмечают степень их обеспечения коммуникациями.

«Десять лет назад даже в тех проектах, которые расположены на расстоянии 80-100 км от Москвы и предназначены скорее для сезонного проживания, было принято прокладывать все центральные коммуникации, т.е. электричество, газ, водопровод и канализацию, – вспоминает руководитель офиса «Сретенское» Департамента загородной недвижимости Антон Архипов. – Сегодня в дальних поселках чаще всего можно найти только электричество, иногда – водопровод. Впрочем, проекты, находящиеся в пределах 30-40 км от столицы, тоже не могут похвастаться полным набором удобств: в 80% новых поселков объем коммуникаций сокращен до электричества и газа. Жильцам приходится самостоятельно решать вопросы водоснабжения и установки очистных сооружений».

До 2008 года амбициозные проекты старались выделиться среди конкурентов широким инфраструктурным оснащением: в них были представлены не только детские и спортивные площадки, но и полноценные зоны отдыха, магазины, кафе, салоны красоты и даже мини-зоопарки. Однако последующие волны кризиса «смыли» значительную часть полезных и развлекательных объектов. Если поселкам низших ценовых сегментов со стандартными детскими площадками и так было нечего терять, то бизнес-класс сильно ощутил на себе кризисные последствия: во многих проектах из былого разнообразия остались только мини-магазины и службы быта. По оценкам специалистов компании, больше половины ресторанов и фитнес-клубов оказались закрыты по причине убытков.

«Нередко бывало, что на этапе активных продаж девелопер поселка собственными средствами поддерживал находящийся в нем ресторан, поскольку тот повышал спрос, – рассказывает руководитель офиса «Новослободское» департамента загородной недвижимости Алексей Сенчук. – Однако когда финансовые вливания прекращались, ресторан закрывался, не продержавшись и года. Все-таки в кризисное время наличие кафе в проекте может обуславливаться только его хорошей посещаемостью, что большая редкость: для этого нужна и популярная локация, и стабильно высокая проходимость – чтобы его посещали не только жители поселка. Похожая ситуация с фитнес-клубами. Люди пользуются этими объектами время от времени, а сдавать на них приходится немалые деньги».

Застройщики все больше ориентируются на внешнюю инфраструктуру, т.е. развивают проекты рядом с крупными населенными пунктами, минимизируя ее наличие в самом поселке.

«На самом деле это неплохая тенденция, – считает Антон Архипов. – Пусть объекты инфраструктуры и не находятся в шаговой доступности, зато они качественные. Это особенно актуально, если учесть, что увеличивается число людей, переезжающих за город на постоянное проживание, и все больше клиентов рассматривают загородную инфраструктуру как основную, которой они будут пользоваться».

Другой тренд – оптимизация площадей, отведенных под инфраструктуру в поселке.

«Растет популярность многофункциональных спортивных площадок, – приводит пример Алексей Сенчук. – Они позволяют использовать одну территорию для занятий разными видами спорта: футболом, баскетболом, волейболом и т.д. Соответственно, зимой эти площадки превращаются в катки и хоккейные коробки. Места для них тоже выбираются неслучайно: например, это может быть зона у очистных сооружений, где по санитарным нормам дома возводить нельзя».

Рассуждая о том, чья поведенческая модель в отношении инфраструктуры изменилась первой – покупателей или девелоперов, – специалисты не дают однозначного ответа.

«Это как спор о курице и яйце, – проводит аналогию Алексей Сенчук. – Покупатель сейчас не гонится за разнообразной инфраструктурой, он ищет то, что подешевле. А застройщик и рад: у него нет средств на насыщение поселка. Если бы рынок загородного жилья пребывал в состоянии десяти- или хотя бы пятилетней давности, девелоперы были бы не против строить больше объектов социального назначения».

За десять лет в поселках сократилась не только инфраструктура, но и размеры самих лотов: если раньше в эконом- и комфорт-классах преобладали домовладения площадью около 200 кв. м с участками 10-12 соток, то сейчас метражи уменьшились до 100-120 кв. м для домов и до 6-8 соток для участков. В бизнес-классе средняя площадь домов снизилась с 350-400 кв. м до 180-220 кв. м, а размеры участков – с 20 до 12 соток.

При этом, по данным исследования, в идеале покупатели хотели бы приобрести дом площадью 120-150 кв. м в высокой степени готовности за 5-6 млн руб., однако в действительности их условия оказываются выполнимы только в 20% случаев, а реальный бюджет превышает желаемый в среднем на 50%.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий